Государственное учреждение «Новополоцкий территориальный центр социального обслуживания населения"

Меры, применяемые в области профилактики насилия в семье в Республике Беларусь

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

НА ДАННЫЙ МОМЕНТ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ РЕГУЛИРУЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМИ ДОКУМЕНТАМИ:

 

  1.    Конституция Республики Беларусь;
  2.    Уголовный кодекс Республики Беларусь;
  3.    Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь
  4.    Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
  5.    Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье»;
  6.    Гражданский кодекс Республики Беларусь;
  7.    Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»;
  8.    Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»
  9.    Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании».

 

В настоящее время в Республике Беларусь сложилась проверенная практика применения правовых норм по фактам совершения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Однако самое главное – предупредить преступление, а не разбираться после его совершения в причинах произошедшего.

На государственном уровне принимаются необходимые меры по совершенствованию деятельности, направленной на предупреждение насилия, в том числе в отношении женщин и детей. Республика Беларусь является первой на постсоветском пространстве, где 10 ноября 2008 года принят Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». 4 января 2014 года вышел новый Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», который вступил в силу 16 апреля 2014 года. Одним из направлений применения данного закона является реализация его положений в области предупреждения домашнего насилия. Закон дает определение домашнему насилию, а также определяет меры индивидуальной и общей профилактики данного вида правонарушений. Принципиально новым в данном законе является введение в практику обеспечения безопасности пострадавших от домашнего насилия защитных предписаний.

 

ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ – установление гражданину, совершившему домашнее насилие, временных запретов на совершение определенных действий и обязанности для защиты жизни и здоровья пострадавшего от домашнего насилия.

 

ЗАЩИТНЫМ ПРЕДПИСАНИЕМ ГРАЖДАНИНУ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ОНО ПРИМЕНЕНО, МОЖЕТ БЫТЬ ЗАПРЕЩЕНО:  

  • предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему домашнее насилие;
  • посещать места нахождения, пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания;
  • общаться с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;
  • распоряжаться общей совместной с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия собственностью.

 

 ЗАЩИТНЫМ ПРЕДПИСАНИЕМ ГРАЖДАНИНУ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ОНО ПРИМЕНЕНО, может быть установлена обязанность временно покинуть общее с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия жилое помещение.

При отсутствии письменного согласия совершеннолетнего пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) находится (находятся) в зависимости от гражданина, совершившего домашнее насилие, либо по иным причинам не способен (не способны) самостоятельно защитить свои права и законные интересы, и при высоком уровне риска домашнего насилия защитное предписание применяется руководителем органа внутренних дел или его заместителем по согласованию с соответствующим прокурором.

Контроль за соблюдением гражданином, в отношении которого применено защитное предписание, установленных запретов и обязанности, наблюдение за его поведением по месту временного пребывания обеспечиваются органом внутренних дел.

 

В настоящее время основным направлением профилактики домашнего насилия является взаимодействие заинтересованных республиканских органов государственного управления, органов исполнительной и распорядительной власти, правоохранительных органов по формированию здорового образа жизни граждан, повышению моральных устоев семьи, возрождению исторических традиций, взаимоуважения и взаимопонимания между их членами, социальной поддержки малоимущих семей.

По инициативе Министерства внутренних дел на территории республики ежегодно проводятся акции «Семья без насилия», «Дом без насилия». По инициативе Министерства труда и социальной защиты на территории республики ежегодно проводится акция «Старость не для насилия». В рамках акций осуществляется широкомасштабная работа с населением по предотвращению домашнего насилия, по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия. 

Многолетний опыт показывает, что пьянство является катализатором насилия. Поэтому основные усилия государства сконцентрированы на проведение воспитательно-профилактической работы с широкими слоями населения, направленной на формирование устойчивой позиции сознательного исполнения общепринятых норм морали, закона, пропаганду общечеловеческих ценностей и здорового образа жизни.

В Беларуси действует такой институт – как изоляция хронических алкоголиков в лечебно-трудовые профилактории.  Функционирование лечебно-трудовых профилакториев сегодня решает основную задачу – дает возможность членам семьи определенный период времени спокойно жить, работать или учится, в определенной степени на этот же период исключает возможность совершения этими лицами правонарушений.

К родителям, которые променяли счастливую благополучную жизнь своих детей на стакан спиртного, применяются самые строгие меры воздействия, такие как отобрание детей и лишение родительских прав. Для стабилизации обстановки в сфере семейно-бытовых отношений и защиты несовершеннолетних, проживающих в неблагополучных семьях, принят Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». С принятием Декрета, который вступил в силу с 1 января 2007 года, родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Основная цель Декрета  – защитить права и законные интересы детей, предотвратить домашнее насилие, дать полноценно развиваться детям.

  • Уважаемые граждане!
    С целью профилактики распространения коронавирусной инфекции Новополоцкий территоририальный центр социального обслуживания населения готов оказать помощь в организации и доставке продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости одиноким гражданам и людям, имеющим 1-ю и 2-ю группы инвалидности.
  • right-banner
  • Опрос
    Стал ли Новополоцк более открытым к людям с инвалидностью с момента реализации проекта?
    Во внимание принимаются внедрение элементов безбарьерной среды в городское пространство, увеличение числа людей с инвалидностью на улицах города, более толерантное отношение горожан к маломобильной категории граждан.
    • Да (0)
      0%
    • Нет (0)
      0%
    • Затрудняюсь ответить (0)
      0%
Сайт разработан в рамках проекта Внешнего содействия Европейского союза
NEAR-TS/2015/371-814 «Новополоцк - от инклюзивной школы к инклюзивному городу».
Проект финансируется Европейским Союзом совместно с Новополоцким городским исполнительным комитетом