Как оценить доступность здания учреждения образования и прилегающей к нему территории, не обладая при этом специальными знаниями, рассказали участникам семинара в рамках проекта «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу», реализуемого при финансовой поддержке Европейского союза. С методикой мониторинга познакомились представители городской администрации и педагогическое сообщество города. Полученную информацию они смогли применить в практической части семинара.
В июле 2017 года эксперты проекта провели обследование восьмой школы, которая с 2014-го стала одной из 8 республиканских экспериментальных площадок по апробации модели инклюзивного образования и на время инклюзивной кампании выступила платформой по внедрению запланированных инициатив. Изучению подверглись как само здание, так и прилегающая территория. По каждому элементу безбарьерной среды были даны рекомендации – что необходимо сделать для улучшения доступности объекта образования. «Мы понимаем, что у восьмой школы нет такого ресурса, чтобы за один год все переделать, – подчеркнул заместитель председателя ЦП Белорусского общества инвалидов Сергей Дроздовский. – Перед нами стояла задача представить образ того, каким должно быть учреждение образования, чтобы в нем могли учиться дети с разными возможностями, к чему стоит стремиться. В основном рекомендации носят долгосрочный характер. Но при этом мы выявили критические моменты, которые необходимо скорректировать сегодня». Результаты мониторинга в том числе легли в основу теоретической части семинара. Его организаторы постарались в доступной и понятной форме представить инструментарий для проведения самостоятельной оценки объектов образования и подготовки на ее основе техзадания. Адресатами выступили власти города и администрации детских садов и школ – те, кто на своем уровне отвечает за безбарьерную образовательную среду и кому предстоит принимать решения.
СНАЧАЛА ТЕОРИЯ
Каждый участник получил анкету, разработанную экспертами проекта при участии специалистов Института инклюзивного образования на основе требований белорусского законодательства к среде обитания, адаптированной под нужды людей с разными возможностями, и с учетом опыта применения инклюзии в школах.
В опроснике – три раздела. Отдельно указаны критерии, которым должны соответствовать вход в здание, пространство внутри школы и прилегающая территория. Разобраться сможет любой человек, не имеющий специальной подготовки и знаний в сфере архитектуры и градостроительства. В целом оценка учреждения производится по более чем 150 пунктам и позволяет дать первичное понимание того, как обстоят дела с безбарьерностью и, что немаловажно, сэкономить деньги школы на приглашение сторонних экспертов.
Сергей Дроздовский, заместитель председателя ЦП ОО "Белорусское общество инвалидов", Ольга Светлакова, старший преподаватель кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования, Татьяна Парадня, методист УМК отдела по образования Новополоцкого горисполкома
ЗАТЕМ ПРАКТИКА
Во второй части семинара, вооружившись измерительной рулеткой, педагоги отправились в среднюю школу №11 отрабатывать полученные знания на практике. За ходом и правильностью мониторинга следила заведующая кафедрой «Архитектура жилых и общественных зданий» БНТУ, эксперт в области доступности объектов и безбарьерной среды Наталья Лазовская.
Учителя с интересом замеряли ширину ступеней лестницы крыльца, по разработанной шкале оценивали помещения школы на предмет того, обеспечивается ли техническая возможность свободного передвижения для человека – независимо от его мобильности. «В последующем мы надеемся, что участники семинара организуют подобные действия на своих объектах. И Новополоцк получит качественную картину того, что необходимо предпринять, чтобы система образования города была инклюзивной», – отметил Сергей Дроздовский.
СИТУАЦИЯ В НОВОПОЛОЦКЕ
Говоря об изменениях не только в СШ №8, но и в городе с момента реализации инклюзивного проекта, Сергей Дроздовский подчеркнул, что у Новополоцка ответственное отношение к инновациям. Город признает определенные проблемы в части создания безбарьерной среды, готов меняться и конструктивно встречает любые предложения по модернизации городского пространства. Это очень важно. Также в Новополоцке сконцентрировались активные общественные силы, которые хотят выступать партнерами исполкома. Без взаимодействия властей и общества прогресс невозможен, сделал акцент Сергей Евгеньевич. Кроме того, Новополоцк обладает хорошим потенциалом в виде восьмой школы, где собран богатый опыт в сфере инклюзивного образования. Отсюда можно черпать позитивные практики и распространять их. «Самую главную оценку можно сделать, выйдя вечером на улицу. Когда гуляешь по городу и встречаешь людей с видимыми формами инвалидности, это показатель того, что Новополоцк чуть больше открывается для таких граждан», – прокомментировал Сергей Дроздовский.
Реализация проекта «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу» завершится в ноябре. К этому моменту его партнеры – Белорусское общество инвалидов, которое выступило организатором прошедшего семинара, и Белорусский союз транспортников планируют подготовить документ, где будут прописаны рекомендации по закреплению полученного в течение трех лет положительного опыта. Новополоцку важно сохранить его и приумножить, в будущем прийти к тому, что инклюзивность станет общей культурой.
PR-менеджер проекта