В четверг, 25 апреля, состоялось заседание межведомственной комиссии в рамках инклюзивного проекта. Горисполком как координатор, союз транспортников и общество инвалидов в лице партнеров и заинтересованные стороны наметили этапы работы над Планом инклюзивной мобильности для Новополоцка, который должен быть представлен по завершении проекта, и его приблизительную структуру. В документе будут собраны рекомендации по созданию в нашем городе условий для безопасного и комфортного передвижения горожан, прежде всего из числа маломобильных групп.
Сейчас в Новополоцке идет общественное обсуждение Плана устойчивой городской мобильности, который создавался БСТ в рамках проекта «Зеленые города». У схожих на первый взгляд понятий «устойчивая мобильность» и «инклюзивная мобильность» есть существенные отличия. В них прежде всего и разобрались участники встречи.
Мобильность (подвижность) означает способность человека передвигаться самостоятельно или с помощью транспортных средств. Она определяется расстоянием, которое преодолевает человек за один день или иной календарный период в трудовых целях или для получения базовых услуг. По оценкам европейских экспертов, условия мобильности на одну треть определяют качество жизни.
Устойчивая мобильность характеризуется комфортностью всех видов передвижений, способствует налаженному и справедливому доступу всех граждан к работе, образованию и базовым услугам. В то же время это средство достижения общественно значимых целей, в том числе связанных с повышением качества жизни, с ликвидацией социального неравенства и пространственной разобщенности. Это создание экологически чистой и безопасной городской среды с высоким уровнем пешеходной или транспортной доступности.
Инклюзивная мобильность – способность человека безопасно и надежно получить доступ к конкретному месту и при этом ориентироваться в среде, учитывающей его или ее потребности и предпочтения. Здесь нужно смотреть на всю цепочку мобильности, то есть на всю поездку человека, например, от дома до автобусной остановки, посадки на автобус, поездки до желаемой остановки и, в конечном итоге, до предполагаемого пункта назначения. Если только одно звено в цепи недоступно или небезопасно, мобильность становится гораздо более сложной задачей.
Получается, устойчивая мобильность понятие достаточно широкое, а инклюзивная мобильность – ее отдельный элемент, составная часть, которая точечно решает вопрос универсального дизайна города.
Чтобы План инклюзивной мобильности Новополоцка содержал максимально эффективные решения, нужно сначала определить текущее состояние городской инфраструктуры и услышать мнение всех сторон процесса. Оценка Новополоцка уже проведена в рамках «Зеленых городов». До конца мая отделы горисполкома подготовят свои рекомендации. С учетом собранной информации к началу июня будет разработано техническое задание Плана, определены его разделы. А дальше БСТ приступит к созданию документа.
PR-менеджер проекта