Novinclusion.by | Проект Новополоцк - от инклюзивной школы к инклюзивному городу | Новополоцк | Инклюзия в Новополоцке | Инклюзивный проект
Проект финансируется
Европейским союзом
Мы в соцсетях:

Тьютор как личный помощник для особенного ребенка

04 июля 2017

Тьютор как личный помощник для особенного ребенка

В новом учебном году школы Харьковской области готовятся принять не менее 100 детей с инвалидностью. По закону об инклюзивном образовании дети с особенностями развития смогут учиться в общеобразовательных школах. В классе может быть не более10% "особенных" детей. Главная цель нововведений — обеспечить таким ученикам равный доступ к качественному образованию и дать им возможность социализироваться, а не быть оторванными от общества.

По словам члена экспертно-консультационного совета при МОН Украины по вопросам обучения детей с аутизмом Оксаны Трушик, несмотря на то, что закон об инклюзивном образовании уже вступил в силу, он не предполагает наличие тьюторов в классах. Это специалисты, которые помогают «особенному» ребенку найти общий язык с одноклассниками и интегрироваться с школьную среду.

На сегодняшний день в украинских общеобразовательных школах такой должности нет. Тьютор может войти в класс на волонтерских началах. При этом администрация учебного заведения имеет право отказать.

«Получается, школа должна пустить чужого человека в класс. Обычно администрация не хочет этого делать, а бывает, родители в классе ополчаются против ребенка с особенностями», — говорит Трушик.

По закону родители такого ребенка должны подать заявление в школу на будущий учебный год с требованием открыть инклюзивный класс.

«В законодательстве есть лазейка, на основании которой родителям могут отказать из-за отсутствия финансирования, если те не смогут убедить директора. А финансирования инклюзивных классов, тьюторов и прочего у нас нет. Пока это функционирует так: по договоренности с директором мама ходит в класс как сопровождающая ребенка», — говорит эксперт.

«Накипело» подробнее узнал о том, кто такие тьюторы, чем они полезны для детей, и почему они нужны в украинских школах.

Кто такие тьюторы?

Тьютор — он же ассистент ребенка, он же педагог сопровождения, он же адаптатор. Этот специалист создает условия для комфортной адаптации ребенка с особенностями в социуме и интеграции его в образовательную и социальную сферу школы. Главная задача такого специалиста — научить своего подопечного самостоятельности.

«Тьютор — это человек, который помогает ребенку в том, чтобы в будущем он смог обходиться без помощника», — говорит старший тьютор в ОО «Аутизм. Альтернатива» Анна Мороз.

Почему тьюторы нужны во всех школах?

Зачастую родителям особенных детей приходится обойти не одну общеообразовательную школу, прежде чем найдут ту, где согласятся принять ученика с особенностями. Но таким семьям тоже хочется иметь те же права, что и остальные. И причина не только в том, что хорошие школы, как правило, далеко находятся, а частные, где есть ассистенты — дорогие.

Ирина Кадыкова — мама девочки с синдромом Дауна. С начала учебного года ее дочь Яна пойдет учиться в общеобразовательную школу неподалеку от их дома.

«Мне не нужна инклюзия где-то далеко. Мне нужна школа в районе, где потом будет жить моя дочь. У нее будут одноклассники, которые тоже здесь живут, будут их родители, братья и сестры. Они все будут знать мою Яну. И, когда, к примеру, она выйдет в магазин, и будет в очереди долго расплачиваться, то там найдется кто-то, кто знает мою дочь и скажет остальным, что все нормально и нужно подождать. Может, в другой школе лучше чему-то научат, но не будет адекватного принятия, когда по окончании она выйдет в свой микрорайон. Это может дать только районная школа», — говорит Ирина Кадыкова.

Над чем именно работает тьютор?

Тьютор помогает ученику воспринимать программу, выстраивает коммуникацию с учителем и остальными детьми.

«Тьютор помогает освоиться ребенку, понять, где его парта, где стул. На уроке его подопечный может сидеть сам, с одноклассником или с ним. Также специалист организовывает для ребенка место отдыха, где тот может расслабиться, благодаря чему оставаться эмоционально стабильным. Тьютор сопровождает ребенка в столовую, туалет, находится рядом на переменках и помогает социализироваться во всем пространстве», — уточняет Анна Мороз.

Как тьютор взаимодействует с учителем?

Успешность интеграции ребенка с особенностями в учебный процесс во многом зависит от того, насколько хорошо будут взаимодействовать тьютор и преподаватель.

В задачи тьютора входит объяснить учителю особенности развития своего подопечного — на что он способен и что в учебной программе может воспринять легче всего. Они должны вместе проработать дальнейший план работы с таким учеником.

«Тьютор объясняет, с чего начать учебный процесс и как он должен происходить, чтобы обучение было эффективным. Он вместе с учителем должен адаптировать учебный материал для этого ученика. Тьютор даже может помочь учителю выбрать, за какой партой будет удобней всего ребенку», — рассказывает специалист.

Также тьютор помогает в изготовлении адаптивного учебного материала. Ведь дети с особенностями не всегда могут воспринимать книги и тетради. В таком случае тандем тьютор-учитель обеспечивают постепенный переход ребенка на материалы, по которым занимаются его одноклассники.

Как тьютор работает с ребенком?

Одна из задач тьютора — ввести своего подопечного в коллектив. Для этого он перво-наперво встречается с его одноклассниками и подготавливает детей, чтобы они приняли такого ученика.

«Тьютор рассказывает, в чем особенность этого ребенка. В основном все звучит на позитивной ноте, на современном сленге. Он рассказывает, чем классный их новый одноклассник, чем он может понравиться, что может быть не так и как на это реагировать», — объясняет Анна Мороз.

Дальше специалист наблюдает за детьми и непосредственно за ребенком с особенностями развития. На переменах он может организовывать коллективные игры и так помогать своему подопечному общаться с одноклассниками. Со временем тьютор может привлечь одноклассников к помощи и сотрудничеству с этим учеником.

Тьютор должен быть с ребенком вплоть до окончания школы?

Не обязательно, все зависит от конкретного ребенка. Некоторым помощь нужна на протяжении всего учебного процесса. В других случаях тьютор прививает навыки самостоятельности ученику и, как только поймет, что ребенок готов быть в классе один, выходит из детского коллектива.

По словам Анны Мороз, существует несколько этапов развития самостоятельности ученика. Самый первый этап — когда ученик и тьютор сидят вместе за одной партой и он помогает ребенку во всем. Второй этап — ученик сидит один. Он привыкает, что рядом нет никого, кто бы ему помог, поэтому должен научиться справляться со своими трудностями сам. Он может сидеть в одиночку или с одноклассником, а тьютор находится сзади на случай, если возникнет конфликтная ситуация.  На следующем этапе тьютор приходит не на все уроки, а только на те, где у ребенка возникают наибольшие трудности. На заключительном тьютор либо полностью прекращает свои посещения, либо приходит пару раз в месяц, чтобы проверить, все ли хорошо у его подопечного.

Как долго продлится этот процесс — неизвестно. По словам специалистов, все зависит от индивидуальных способностей ребенка.

Что нужно, чтобы стать тьютором?

Официальной должности тьютора в Украине, к сожалению нет. В некоторых инклюзивных классах есть ассистенты учителя, но это не одно и тоже, что и тьютор. Первый — помогает учителю, а второй является «тенью» особенного ученика. На данный момент, если родители такого ребенка решают отдать его в общеобразовательную школу, зачастую сопровождать его на уроке приходится маме. Но, по словам специалистов, тьютору не нужно иметь какое-то специальное образование. Он должен работать только с умениями, знаниями и навыками конкретного ребенка.

 

По материалам https://nakipelo.ua/tyutor-kak-lichnyj-pomoshhnik-dlya-osobennogo-rebenka/

Комментарии
Чтобы оставить свой комментарий необходима авторизация.
  • Центр мобильности
  • Родительский клуб
    • Истории
    • Обсуждения
    • Советы
  • Литература
  • Опрос
    Стал ли Новополоцк более открытым к людям с инвалидностью с момента реализации проекта?
    Во внимание принимаются внедрение элементов безбарьерной среды в городское пространство, увеличение числа людей с инвалидностью на улицах города, более толерантное отношение горожан к маломобильной категории граждан.
    • Да (0)
      0%
    • Нет (0)
      0%
    • Затрудняюсь ответить (0)
      0%
  • Консультация специалиста
    • Как на раннем этапе распознать детский аутизм?
      – Аутизм – отклонение в психическом развитии, которое связано с нарушением общения ребенка с окружающим миром. Данное расстройство приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным…
    • Что такое альтернативная коммуникация и как правильно выбрать вид альтернативной коммуникаций для ребенка с нарушением речи?
      Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Существуют различные…
Сайт разработан в рамках проекта Внешнего содействия Европейского союза
NEAR-TS/2015/371-814 «Новополоцк - от инклюзивной школы к инклюзивному городу».
Проект финансируется Европейским Союзом совместно с Новополоцким городским исполнительным комитетом