Novinclusion.by | Проект Новополоцк - от инклюзивной школы к инклюзивному городу | Новополоцк | Инклюзия в Новополоцке | Инклюзивный проект
Проект финансируется
Европейским союзом
Мы в соцсетях:

Средняя школа №8 г.Новополоцка: учреждение, доступное для всех

19 декабря 2017

В нынешнем году СШ №8 г.Новополоцка отпраздновала 40-летие: первый звонок здесь прозвенел 1 сентября 1977-го. Из этих 40 лет более 20 администрация и педагоги школы занимаются вопросом включения детей с особыми образовательными потребностями в учебный процесс, работают над созданием гибкого образовательного пространства, адаптированного к потребностям каждого учащегося. В 1994-м в СШ №8 начал учиться первый «особенный» ребенок – с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Тогда у коллектива учреждения и появилась идея создать «школу для всех». И сегодня можно с уверенностью сказать, что им удалось осуществить задуманное.

Путь к «школе для всех» у СШ №8 был долгим. Из года в год учреждение совершенствовало систему дифференциации и индивидуализации обучения путем организации практически непрерывной логически выстроенной экспериментальной и инновационной деятельности. Этапы перехода к инклюзии можно увидеть на картинке ниже.

Ежегодно в школе в среднем обучаются от 30 до 40 учащихся с различными нарушениями, что составляет около 20% от общего количества школьников. В текущем учебном году 15 ребят получают специальное образование по программам для первого отделения вспомогательной школы:

* с нарушениями слуха – 3 учащихся;

* с нарушениями зрения – 1 учащийся;

* с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – 4 учащихся;

* с тяжелыми нарушениями речи – 1 учащийся;

* с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – 6 учащихся.

Всего в школе учатся 380 ребят. Классов-комплектов – 19, из них 6 классов интегрированного обучения и воспитания, 8 инклюзивных, 1 специальный, 4 общеобразовательных. На третьей ступени общего среднего образования работают профильные группы по математике, физике, английскому и русскому языкам.

СШ №8 укомплектована высококвалифицированными кадрами. 62% учителей имеют высшую и первую категории. В школе трудятся 11 учителей-дефектологов, учителя биологии, иностранного языка, белорусского языка, начальных классов, получившие или получающие второе высшее образование учителя-дефектолога, 2 педагога-психолога, социальный педагог. Учителя не просто знают, а умеют работать с ребятами, имеющими различные трудности в усвоении программного материала и социальной адаптации.

Много сил, времени и средств администрация учреждения вкладывает в создание предметно-развивающей среды. В школе действуют кабинеты педагога-психолога, коррекционно-педагогической помощи, учителя-дефектолога, социального педагога, работают физкультурный и актовый залы. В конце ноября в рамках проекта «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу» открылся класс дистанционного обучения. А к началу 2019-го на территории школы обустроят строительную площадку, пользоваться которой смогут все учащиеся – независимо от наличия или отсутствия ограничений.

В СШ №8 из года в год совершенствуется безбарьерная среда. Сегодня здесь есть пандусы, подъемное устройство «Клаймбер», ремкомплекты для школьной мебели, изготовленные с учетом двигательных способностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Заменено напольное покрытие на двух этажах школы, в специальной санитарной комнате, реорганизованной локальной компьютерной сети. Весной 2018 года будет введен в эксплуатацию лифт.

«Одним из условий эффективной работы учреждения в области развития инклюзии является качественное управление всем процессом включения «особенного» ребенка и его семьи в общеобразовательную среду, – рассказывает директор СШ 8 Нина Одынец. – Перед руководством школы, ступившего на путь инклюзии, встает и задача адаптации всех участников образовательного процесса – родителей, детей, педагогов – к меняющимся социальным условиям. Родители детей с ограниченными возможностями так же, как и их дети, нуждаются в психологической, педагогической помощи. Их нужно готовить к правильному, адекватному восприятию и принятию детей с отклонениями в развитии. В нашей школе мамам и папам мы предлагаем сделать выбор формы обучения с учетом заключения специалистов, мнения психолого-медико-педагогической комиссии. Ведь только совместная работа педагогов с медиками и родителями может дать положительный результат. С родителями устанавливаются доверительные отношения, есть место сотрудничеству, взаимной поддержке и разделению ответственности».

Педагогическая поддержка в учреждении образования строится из потребностей каждой конкретной семьи. Для оказания помощи родителей со схожими проблемами объединяют в малые группы. Согласно анкетированию, 48% мам и пап начальной школы и 37% – базовой отметили, что им не хватает знаний в области педагогики и психологии. Для них был организован курс «Успешное родительство». Родители, воспитывающие ребенка с ОПФР, приемные мамы и папы, опекуны участвуют в тематических групповых встречах – тренингах, круглых столах. Отдельно администрацией школы изучается удовлетворенность родителей учеников, обучающихся в интегрированных классах, материально-технической базой и психологическим климатом.

Результаты оценки удовлетворенности в категории «Ресурсы»:

Квалификация педагогов

9

Набор учебных предметов

8,7

Организация досуга

8,6

Организация быта

8,3

Питание в школе

8,3

Состояние помещений

8,2

Оформление классов

8,3

Материально-техническое обеспечение школы

7,5

Анализ результатов показывает, что средний балл удовлетворенности родителей превышает 8 баллов по всем параметрам, кроме материально-технического обеспечения школы.

Результаты оценки удовлетворенности в категории «Отношения»:

Отношения между детьми в классе

8,2

Ваши отношения с педагогами

8,7

Ваши отношения с администрацией

8,7

Отношения Вашего ребенка с педагогами

8,8

Отношение вашего ребенка к школе в целом

8,5

Отношениея педагогов между собой

9,2

Анализ результатов показывает, что средний балл удовлетворенности родителей превышает 8 баллов по всем параметрам.

В школе также имеется опыт организации семейной гостиной. Ее отличие от малых групп в том, что здесь проводится работа с целыми семьями: родителями, детьми, родственниками, близкими друзьями. Они общаются, обмениваются опытом решения проблемных вопросов. Из разработанных тем для встреч – «Отношения в семье», «Совместный досуг», «Детство и волшебство».

Еще одной традицией школы является проведение общешкольных сборов по методике Игоря Петровича Иванова. Их участники – разновозрастные отряды учащихся, возглавляемые прошедшими специальную подготовку старшеклассниками, с обязательным включением детей с ограниченными возможностями. Также сборы поддерживают отряд педагогов и отдельно – родителей. За время мероприятия удается сплотить всех участников, активно включить «особенных» ребят в жизнь школы.

С целью развития творческих способностей всех учащихся в школе – наряду с другими праздниками – традиционно проводится фестиваль детского творчества «Молодая Беларусь зажигает», подготовкой которого в том числе занимаются родители. Реализации потенциала всей семьи также способствует участие детей, здоровых и с ограниченными возможностями, в научно-практической конференции. Уже третий год в СШ №8 проходит спортивный праздник для ребят с ограничениями и их родителей.

PR-менеджер проекта

 

Комментарии
Чтобы оставить свой комментарий необходима авторизация.
  • Центр мобильности
  • Родительский клуб
    • Истории
    • Обсуждения
    • Советы
  • Литература
  • Опрос
    Стал ли Новополоцк более открытым к людям с инвалидностью с момента реализации проекта?
    Во внимание принимаются внедрение элементов безбарьерной среды в городское пространство, увеличение числа людей с инвалидностью на улицах города, более толерантное отношение горожан к маломобильной категории граждан.
    • Да (0)
      0%
    • Нет (0)
      0%
    • Затрудняюсь ответить (0)
      0%
  • Консультация специалиста
    • Как на раннем этапе распознать детский аутизм?
      – Аутизм – отклонение в психическом развитии, которое связано с нарушением общения ребенка с окружающим миром. Данное расстройство приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным…
    • Что такое альтернативная коммуникация и как правильно выбрать вид альтернативной коммуникаций для ребенка с нарушением речи?
      Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Существуют различные…
Сайт разработан в рамках проекта Внешнего содействия Европейского союза
NEAR-TS/2015/371-814 «Новополоцк - от инклюзивной школы к инклюзивному городу».
Проект финансируется Европейским Союзом совместно с Новополоцким городским исполнительным комитетом