В рамках проекта «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу», реализуемого при финансовой поддержке Европейского союза, с 14 по 20 октября делегация новополочан находилась с рабочим визитом в Стокгольме. Для изучения интересен был шведский опыт организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями – начиная от уровня муниципальных властей и заканчивая специализированными и общеобразовательными школами. Впечатлениями от поездки поделились заместитель председателя горисполкома Андрей Одиночкин, который возглавил новополоцкую делегацию, и учитель-дефектолог Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Маргарита Морева.
Андрей Одиночкин:
– В образовательную поездку у нас собралась в большинстве своем команда педагогов – представители администрации школ, учителя-дефектологи, социальные и педагоги-психологи, а также медицинский работник, что во многом определило программу визита в Стокгольм. Прежде всего, мы посетили отдел образования и социальной политики городского муниципалитета, где изучили работу его специалистов в сфере защиты прав людей с инвалидностью, познакомились с деятельностью омбудсмена для «особенных» граждан, который оказывает поддержку в решении бытовых вопросов. Запомнилась встреча с экспертами Европейского агентства по инклюзивному образованию. Оказалось, в плане методик и подходов в организации образовательного процесса для ребят с множественными нарушениями Беларусь и Швеция похожи. Но есть существенные отличия в структуре учебной деятельности, в сети учреждений, что мы и увидели во время посещения общеобразовательных школ. Разняться и подходы учителей в построении урока. Например, во время занятий ученики практически не сидят за партами. Идет постоянная смена активностей и видов деятельности. В той же начальной школе дети в один день выполняют упражнения в тетрадях, в другой – на планшетах. Педагог делает акцент на индивидуальную работу с каждым воспитанником. Для учеников старших классов из разных параллелей проводят совместные уроки, чтобы ребята коммуницировали друг с другом, учились взаимопомощи. Удивила система закаливания: в помещениях поддерживается достаточно прохладная температура, но при этом дети сидят без обуви.
Удалось прогуляться по городу и оценить созданную безбарьерную среду. Скажу честно, мы впечатлились. Люди на инвалидных колясках, с ходунками или тростью легко перемещаются по Стокгольму, беспрепятственно посещают торговые центры, рынки и другие объекты. Грамотно проработана система организации велодвижения, причем среди всех участников дорожного движения явное преимущество имеют велосипедисты. В общем, есть моменты, которые стоит перенять.
Подытоживая, хочу сказать, что любой опыт полезен. Мы изучили шведский подход к организации инклюзивного образования и универсальной городской среды, принципы взаимодействия профильных специалистов. Отдельные наработки наши учителя взяли на заметку. Но вместе с тем, проанализировав, мы поняли, что наша система более четко выстроена и приносит хорошие результаты, нами применяются действенные формы работы с «особенными» детьми. Полезна поездка оказалась и с точки зрения налаживания связей со шведскими педагогами: общение с ними ускорит внедрение инклюзивных процессов в образовательную среду города. Так, была достигнута договоренность, что в случае возникновения вопросов новополоцкие учителя могут смело обращаться за консультацией и наоборот.
Маргарита Морева:
– Уже больше 20 лет Швеция выстраивает образовательный процесс на принципах инклюзии. Дети и взрослые независимо от возраста и состояния здоровья получают равные возможности на этапах обучения. Поэтому мне было интересно познакомиться со шведским опытом, в особенности с работой учителей, современными методиками, направленными на совершенствование инклюзивного образования. Оказалось, что подобных нашему центру коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в Швеции нет. «Особенные» дети посещают сады, где в случае необходимости им оказывается помощь. Отдельно действуют реабилитационные центры, специализирующиеся на лечении недугов, и психологические службы. В то же время в этих учреждениях не ведется обучение. Тогда как в нашем ЦКРОиР дети с множественными нарушениями параллельно с обучением получают комплексную индивидуальную коррекционную помощь.
Во время посещения школ и ассоциаций, оказывающих поддержку гражданам с инвалидностью, с интересом посмотрела, как создается образовательная среда, организуются уроки, происходит социальное взаимодействие обычных и ребят с ограниченными возможностями. Пополнила свою методическую копилку отдельными наработками.
Если говорить в общем, то основная цель социальной политики Швеции – в толерантном отношении к людям с ограниченными возможностями, в расширении их прав, предоставлении возможностей социализироваться в обществе и участвовать в городской жизни на равной основе. Мы также работаем в данном направлении, в этом в том числе заключается схожесть двух стран.
PR-менеджер проекта