Novinclusion.by | Проект Новополоцк - от инклюзивной школы к инклюзивному городу | Новополоцк | Инклюзия в Новополоцке | Инклюзивный проект
Проект финансируется
Европейским союзом
Мы в соцсетях:

Путь к инклюзии: опыт Чехии. Делегация новополочан познакомилась с принципами создания инклюзивного пространства в Праге

28 апреля 2018

С 9 по 15 апреля в рамках нашего проекта делегация новополочан находилась с визитом в Праге. Цель поездки была узнать принципы создания инклюзивного пространства в Чехии, познакомиться с местными экспертами, изучить их опыт работы с «особенными» людьми и взять на заметку положительные моменты. Также нашим землякам удалось поделиться собственными наработками и инновационными методиками, отдельные из них чешские коллеги пообещали апробировать в ближайшее время.

Программа пребывания на Чешской земле была выстроена определенным образом. Новополочан интересовало, как происходит внедрение инклюзивных процессов в образование, поддерживают ли общественные организации людей с инвалидностью и в чем эта помощь заключается. Любопытство вызывал и опыт чешских специалистов по трудоустройству «особенных» граждан. Поэтому прежде всего делегация посетила несколько школ, где реализуется инклюзия, – базовую в Праге 4, специальную среднюю в районе Винограды, имени Йедлички для детей и молодежи, передвигающихся на инвалидных колясках, пообщалась с их директорами и поприсутствовала на уроках.

Базовая школа в Праге 4

Базовая школа в Праге 4Базовая школа в Праге 4

Базовая школа в Праге 4Специальная базовая и средняя школы в районе Винограды

Специальная базовая и средняя школы в районе Винограды

Специальная базовая и средняя школы в районе Винограды

Одним из отличий оказалось то, что трудности с усвоением материала «особенным» ученикам помогает преодолеть ассистент. Это человек без педагогического образования, который прослушал специальный курс длительностью в 80 часов и получил право сопровождать детей с различными нарушениями на уроках. Тогда как в Беларуси работать с такими ребятами могут лишь дефектологи, а не любой желающий с улицы. Поразило новополочан учреждение имени Йедлички, которое больше напоминает мини-городок для колясочников.

Здесь расположены детский сад, базовая и средняя школы, работает кафе и даже есть квартиры для молодежи с инвалидностью.

Содержательным получилось общение с директором консультационно-коррекционного центра для Праги 1, 2, 4 Галиной Яролимковой, которая рассказала о местных принципах диагностики детей со сложностями в обучении. Так, обследование ребенка проводится только с одобрения его родителей. Если последние не согласны с результатами и считают свое чадо нормальным, тот отправляется в обычную школу.

О чешском опыте инклюзивного образования в разных регионах страны также поведал специалист Агентства по социальной интеграции при Правительстве ЧР Владимир Фоист.

Знакомство с инклюзивным потенциалом образовательной среды Чехии завершилось в Карловом университете.

Для каждого студента с инвалидностью здесь создается безбарьерная среда – на это выделяются бюджетные средства. Также на базе университета организован офис для молодежи с особыми образовательными потребностями. Единственное, что огорчает ректорат, – отсутствие квалифицированных кадров, которые бы смогли работать с «особенными» студентами.

Изучение деятельности общественных организаций и фондов по поддержке граждан с инвалидностью также значилось в программе пребывания. Новополочане узнали об объединении Rytmus, которое занимается обучением и подбором ассистентов для учреждений образования, контролирует, все ли предприятия выполняют задание по трудоустройству «особенных» людей, и штрафует тех, кто этого не сделал. Финансовую стабильность Rytmus обеспечивает работа по оказанию услуг ассистенции, а также поддержка благотворителей.

А вот фонд KontoBariery решает другие задачи: аккумулирует поступающие от различных юр- и физлиц пожертвования и направляет их на реализацию проектов. С отдельными из них нашей делегации удалось познакомиться.

В один из дней новополочане посетили Пльзень, что почти в 100 км от Праги. Поездка оказалось по-настоящему полезной – не только в связи со встречей в магистрате города и беседой с заместителем мэра по социальным вопросам и образованию Евой Геринковой о работе соцслужб и формировании безбарьерной среды. Наши земляки увидели реальный пример трудоустройства граждан с инвалидностью – не где-нибудь, а в сфере обслуживания.

Уже несколько лет в городе работает кафе-ресторан «Качаба». Здесь трудятся люди с ментальными и психофизическими нарушениями. Некоторые научились не только принимать и приносить заказ, но и закрывать кассовую смену. Для многих ребят данное заведение становится хорошей стартовой площадкой, где происходит социально-профессиональная адаптация.

Кроме того, в Пльзене работают ассоциация Ty a Ja, своеобразный клуб для людей с инвалидностью, и мастерская по социальной терапии Exodus, посетители которой шьют игрушки, изготавливают поделки и впоследствии реализовывают их на ярмарках. Этим в том числе занимается отделение дневного пребывания для инвалидов Новополоцкого территориального центра.

Ассоциация Ty a JaАссоциация Ty a Ja

Ассоциация Ty a Ja

Мастерская Exodus

Мастерская Exodus

Еще один успешный пример трудоустройства граждан с ограниченными возможностями, в частности, незрячих, новополочанам довелось оценить в последний день пребывания в Праге. Они посетили «Невидимую выставку», обслуживающий персонал которой – слабовидящие люди.

Подводя итоги поездки, делегация пришла к выводу, что Беларусь и Чехия делают общее дело в продвижении инклюзии. Обе стороны уже наработали немалый опыт в этом вопросе, которым смело могут делиться. Новополоцк в том числе движется в правильном направлении, с тем чтобы в скором времени стать инклюзивным городом.

Впечатлениями о поездке мы попросили поделиться отдельных членов делегации.

Анастасия Евсюкова, директор центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации:

– Благодаря поездке стало возможным увидеть работу инклюзивной школы на практике. В течение недели мы посетили учреждения образования, общественные организации и мастерские по социальной терапии, благотворительный фонд, консультационно-коррекционный центр и многие другие структуры, которые помогают людям с инвалидностью интегрироваться в общество. Особо впечатлила социальная фирма кафе-ресторан «Качаба», где происходит адаптация людей с ментальными нарушениями к трудовой деятельности. Чувства восхищения и радости испытывали все члены нашей делегации, наблюдая за работой официантов кафе. Еще одно учреждение, покорившее меня техническим оснащением, наличием всевозможных элементов безбарьерной среды и атмосферой любви к каждому воспитаннику, – детский садик, базовая и средняя школа для детей и молодежи на инвалидных колясках им. Йедлички. А вот возможность почувствовать себя незрячим предоставила «Невидимая выставка».

Полученный в ходе поездки опыт, бесспорно, ценен. За эти дни мне удалось не только оценить все достоинства инклюзии, но и увидеть трудности этого процесса, где-то скорректировать пути реализации инклюзивного направления в центре коррекции.

Нина Одынец, директор средней школы №8:

– У делегации из Новополоцка была возможность не только познакомиться с системой реализации принципов инклюзии в образовании от детского сада до университета, но и увидеть работу социальных служб, формирование безбарьерной среды в Чехии. С удовлетворением отметила, что чешские коллеги так же, как и мы в Беларуси, предлагают родителям выбор обучения как в инклюзивных классах, так и в специальных классах и школах, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Особенно запомнилось посещение учреждения им. Йедлички, специальной базовой и средней школы Виноградская, базовой школы в Праге 4, где реализуется инклюзия. Приятно было общаться с педагогами, настоящими фанатами своего дела, профессионалами. Однако в республике существует кадровая проблема: острая нехватка ассистентов (в нашей системе это педагог-дефектолог с высшим педагогическим образованием). Поразило большое количество общественных организаций, фондов, занимающихся социальной инклюзией, наличие различных проектов, где реализуется принцип трудовой терапии. Ведь школа – это только этап в инклюзивном процессе, а целью государства должен стать результат включения людей с особыми потребностями в общество. Мы на правильном пути!

PR-менеджер проекта

Комментарии
Чтобы оставить свой комментарий необходима авторизация.
  • Родительский клуб
    • Истории
    • Обсуждения
    • Советы
  • Литература
  • Консультация специалиста
    • Подскажите, какие условия для обучения в школе ребенка с РАС (расстройством аутистического спектра) созданы в нашем городе? Особенно интересует школа №8.
      В Республике Беларусь в соответствии с нормативно-правовыми документами дети с расстройствами аутистического спектра, нуждающиеся в специальном образовании, обучаются по образовательным программам специального…
    • Что такое инклюзия и инклюзивное образование?
      Инклюзия – это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями в активную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества. Инклюзивное образование –…
Сайт разработан в рамках проекта Внешнего содействия Европейского союза
NEAR-TS/2015/371-814 «Новополоцк - от инклюзивной школы к инклюзивному городу».
Проект финансируется Европейским Союзом совместно с Новополоцким городским исполнительным комитетом