К обсуждению вопросов включения детей с инвалидностью в образовательное пространство вновь подключились педагоги. 29 и 30 марта представители различных учреждений образования со всей республики, в том числе специалисты центров коррекции, стали участниками конференции в рамках проекта «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу», реализуемого при финансовой поддержке Европейского союза.
Проанализировать инклюзивные процессы в современной школе и обменяться опытом в Новополоцк прибыли порядка 60 человек. Одна категория участников – директора учреждений образования, где с 2014 года реализуется экспериментальный проект Министерства образования «Апробация модели инклюзивного образования на уровне общего среднего образования». В своих выступлениях они пошагово рассказывали о том, как приспосабливали заведения к нуждам каждого учащегося, что делали для создания доступного образовательного пространства и с какими трудностями столкнулись. Наработками делились СШ №8 г.Новополоцка и СШ №46 г.Витебска. Последней в этом году исполнится 8 лет, из них 4 года школа живет принципами инклюзии. Как отметил директор учреждения Александр Хритоненко, благодаря хорошей материально-технической базе – в СШ есть пандусы, лифт, специальные туалеты для инвалидов-колясочников, большой методической работе по подготовке педагогов к инклюзивному образованию им удалось создать условия для обучения детей с разными возможностями. Из 2100 учащихся 161 – «особенные» ребята.
Александр Хритоненко
Сегодня коллектив СШ №46 подумывает открыть на базе школы центр, который объединит взрослых с инвалидностью со всего района города. И конференция в Новополоцке поможет грамотно это сделать.
Еще одна категория участников – специалисты центров коррекции, которые познакомили коллег с практикой по распространению идей инклюзии на местном уровне. Свою лепту в обсуждение вопросов конференции внесли представители общественных организаций, в том числе организаторы мероприятия от Белорусского общества инвалидов, а также эксперты из Института инклюзивного образования.
На протяжении двух дней какой бы аспект инклюзивного образования педагоги ни обсуждали, они раз за разом приходили к выводу: грамотное включение детей с инвалидностью в учебный процесс зависит не только и не столько от финансовых средств, сколько от уровня компетентности учителей, администрации школы. Поэтому важно готовить педагогические кадры, которые будут способны принимать и обучать всех детей вне зависимости от особенностей психического и физического здоровья.
Вера Хитрюк (крайняя слева)
«В стране готовятся учителя-дефектологи, их функциональная обязанность – в том числе сопровождение практик инклюзивного образования, – заключила директор Института инклюзивного образования Вера Хитрюк. – Но эта работа несколько изменила свое направление. Сегодня мы включаем такие предметы, как создание специальных условий для каждой категории детей с ОПФР. Кроме того, в стандартах подготовки педагогов следующего поколения, которые во-вот должны быть приняты, предусмотрен целый ряд дисциплин, касающихся формирования не только толерантного отношения к детям с инвалидностью, но и умения учителей, в том числе предметников, использовать различные методики, приемы, технологии при работе со всеми учащихся».
По окончании конференции ее организаторы – специалисты Белорусского общества инвалидов – вручили участникам сертификаты.
Образовательно-просветительская деятельность в рамках инклюзивного проекта продолжится. До конца года запланирована серия семинаров для различных категорий граждан, цель которых – сформировать правильное и здоровое отношение к людям с ограниченными возможностями в обществе.
PR-менеджер проекта