По мере реализации проекта «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу», который осуществляется при финансовой поддержке Европейского союза, увеличивается число вопросов, прежде всего касающихся обращения с людьми с инвалидностью и способов оказания им посильной помощи.
С отсутствием навыков безопасного сопровождения «особенных» граждан столкнулись представители АТП №6. Как корректно посадить в автобус инвалида-колясочника, что делать, если пассажир – слепой или слабослышащий, как вести себя с человеком, имеющим ментальные нарушения, – ответы на все эти вопросы нашлись в ходе практического семинара-тренинга по инклюзивной мобильности для водителей. Его организатором выступил партнер проекта – Белорусский союз транспортников. Обучающей площадкой был выбран Центр мобильности, созданный в рамках инклюзивной кампании и расположенный на ДС «Подкастельцы».
Доказательством того, что тема актуальна, стало количество участников. Получать знания по правильному взаимодействию с людьми, которым нужна дополнительная помощь при посадке в общественный транспорт, вызвались порядка 70 водителей, кондукторов, инженеров по технике безопасности и по организации дорожного движения, причем представляющих не только АТП №6 г.Новополоцка, но и АТП №2 г.Полоцка. Чтобы осветить правила обращения со всеми категориями «особенных» людей, БСТ пригласил в наш город столичных экспертов из общества инвалидов, товарищества инвалидов по зрению, ассоциации инвалидов-колясочников, общества глухих. Озвученные гостями правила безопасного и корректного сопровождения, помощи и взаимодействия тут же отрабатывались на практике.
Оказалось, помогать людям с инвалидностью тоже нужно уметь. Не хвататься за инвалидную коляску, не дергать за руки, не вырывать трость и не пытаться протолкнуть «особенного» пассажира впереди остальных, стараться подъезжать вплотную к остановке и желательно первой дверью – нюансов столько, что впору писать буклет для каждого работника АТП. Но прежде всего стоит уточнить, нуждается ли человек в помощи. В ходе теоретического и практического блока участники семинара внимательно следили за словами и действиями экспертов, стараясь запомнить все услышанное и увиденное. Многие впервые узнали об этикете инвалидности. Ведь никто так открыто и настолько информативно об обращении с «особенными» гражданами до этого не говорил.
«Долгое время людей, которые чем-то отличаются от большинства, сложно было встретить на улицах города из-за отсутствия доступной среды, – прокомментировала менеджер проектов БСТ Татьяна Мостыка. – И когда сейчас они начали выходить из дома и активно включаться в повседневную жизнь, другие люди столкнулись со сложностями во взаимодействии с ними. Все знают, как здороваться. Но что делать, если перед тобой слепой человек? Вот поэтому и нужно обучать население правилам корректного поведения с людьми с инвалидностью».
Какую бы технику безопасного сопровождения ни отрабатывали участники семинара, эксперты тут же повторяли: если есть неуверенность в том, как взаимодействовать с «особенным» человеком, нужно спросить его самого. В этом и заключается главное правило общения с людьми с инвалидностью.
PR-менеджер проекта
Фото Дениса Лещика