Novinclusion.by | Проект Новополоцк - от инклюзивной школы к инклюзивному городу | Новополоцк | Инклюзия в Новополоцке | Инклюзивный проект
Проект финансируется
Европейским союзом
Мы в соцсетях:

В День матери родители узнали о принципах построения социальных связей, примерили на себя разные роли в ходе родительского собрания и проколлажировали открытие инклюзивного класса

19 октября 2017

Третья секция семинара для родительской общественности пришлась на 14 октября. Несмотря на праздничный день, в СШ №8 собралось непривычно большое количество мам «особенных» и обычных детей. Нынешняя встреча оказалась богатой на упражнения и принесла немало личных инсайтов ее участникам.

Начать третью секцию семинара тренеры – Татьяна Парадня и Светлана Литвин – решили с принципов построения общения и социальных связей. Анкета «Три товарища», где участники, разделившись на группы, пробовали найти по три общих любимых и нелюбимых вещи, показала: легче всего мамам было договориться по первому пункту.

     

В привычной жизни так и происходит. Общение между людьми завязывается на основе общности интересов. Не менее познавательной оказалась работа по составлению кругов общения. Татьяна Парадня попросила участников нарисовать 4 круга – один больше другого.

   

 

В первый нужно было вписать инициалы людей, с которыми каждый из собравшихся готов поделиться радостями и горестями, оставаться откровенным. Второй круг предназначался для друзей и тех, с кем можно встретить праздники, хорошо провести время. В третий попали имена людей, с которыми происходят эпизодические встречи, в четвертый – те, с кем связывают товарно-денежные отношения. Следующим шагом стала заштриховка второго и третьего кругов. «Представьте, что эти круги общения исчезли из вашей жизни. Что вы чувствуете?» – спросила тренер. Отдельные мамы признались, что, случись такое, их жизнь станет беднее, куда менее полноценной. Такие же чувства испытывают инвалиды, лишенные общения вне дома, прокомментировала Татьяна Парадня. Поэтому детям с особенностями важно посещать детский сад и школу. А если в силу обстоятельств им приходится оставаться дома, именно родители должны создать недостающие второй и третий круги общения.

Можно ли по внешнему виду определить уровень школы, компетентность ее педагогов и сказать, насколько грамотно построен образовательный процесс? Вопрос тренеров заставил участников семинара задуматься. Для простоты понимания мам поделили на 4 группы, каждой раздали снимок школы с короткой надписью-характеристикой. Те, кто получил фотографию СШ в спальном районе Минска, предположил: школа с бассейном, большой прилегающей территорией, есть пандусы и в целом учреждение неплохое. Вторая группа, анализируя изображение школы с действующим инклюзивным классом, пришла к выводу, что их СШ расположена в небольшом городе или горпоселке, в ней – малочисленные классы и немногочисленный педколлектив, сделан добротный ремонт, хорошо налажена связь учитель-ученик. Мамы, которым достался снимок элитной минской школы, высказались о том, что их учреждение образования – современное, оснащено по последнему слову техники, но предназначено для богатых родителей, а допуск работать в школу получают избранные педагоги и то после серьезного кастинга. Последняя группа изучала фотографию школы без надписей-подсказок и заключила, что это скорее пристройка к СШ, больше напоминающая спортзал, прилегающая к учреждению территория вообще не обжита, значит, школа построена недавно. На самом деле группы разбирали одну и ту же школу, сфотографированную с разных сторон. Школа №25 г.Минска реально существует, располагается в спальном районе столицы. Там в том числе обучаются «особенные» дети, а назвать ее элитной – язык не поворачивается. Суть эксперимента состояла в том, чтобы показать участникам: при выборе, например, школы для ребенка не стоит опираться на стереотипы, поверхностные суждения и впечатления от экстерьера. Всегда нужно смотреть глубже.

Одним из самых интересных моментов встречи оказалась ролевая игра «Родительское собрание». Каждый участник получил роль – будь то педагога или родителя. И если у первых стояла задача рассказать об открытии инклюзивного класса и получить одобрение всех мам, то вторым важно было либо согласиться, либо остаться скептически настроенным. В итоге собрание превратилось в балаган. Сумятицу внесла девочка Верочка с синдромом Дауна, которая случайно присутствовала на встрече и на протяжении всего диалога между родителями и педагогами проверяла обе стороны на прочность и умение совладать с таким ребенком.

 Неподготовленными к разговору оказались педагоги: их доводы о целесообразности открытия инклюзивного класса были необоснованными. Растерянными выглядели родители. Все недочеты и промахи мамы обсудили после прохождения игры. Самое главный вывод был таков: в реальной жизни педагогу – перед проведением родительского собрания по поводу открытия инклюзивного класса – важно смоделировать несколько вариантов развития событий, предусмотреть возможные вопросы и дать на них ответы.

С головой участники семинара окунулись в выполнение следующего задания: нужно было изготовить коллаж, иллюстрирующий этапы создания инклюзивного класса – от инициативы до непосредственного перерезания ленточки. При этом каждая из четырех групп делала это от лица либо отдела образования, либо администрации школы, либо центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, либо родителей.

  

Эмоционально сложным был просмотр фильма «Цирк Баттерфляй». Многие не смогли сдержать слез.

Завершилась третья секция семинара подведением итогов. И если в начале дня тренеры спросили у участников, какой бы фильм они сняли по следам прошедших встреч, то теперь попросили дать название этой киноленте. «Путь», «Жизнь прекрасна для всех», «Новый этап», «Стоп, равнодушие», «Ростки доброты», «Победа», «Доброта спасет мир», «Где есть тепло», «Надежда» – каждый вложил свой смысл в свой же фильм. Были и те, кто попросил тайм-аут до следующей встречи. Слишком уж насыщенным и эмоционально сложным выдалась нынешняя суббота.

Больше фото можно найти в галерее - http://novinclussion.narisuemvse.by/gallery/v-den-materi-roditeli-uznali-o-principah-postroeniya-socialnyh-svyazej-primerili-na-sebya-raznye-roli-v-hode-roditelskogo-sobraniya-i-prokollazhirovali-otkrytie-inklyuzivnogo-klassa

PR-менеджер проекта

Комментарии
Чтобы оставить свой комментарий необходима авторизация.
  • Центр мобильности
  • Родительский клуб
    • Истории
    • Обсуждения
    • Советы
  • Литература
  • Опрос
    Стал ли Новополоцк более открытым к людям с инвалидностью с момента реализации проекта?
    Во внимание принимаются внедрение элементов безбарьерной среды в городское пространство, увеличение числа людей с инвалидностью на улицах города, более толерантное отношение горожан к маломобильной категории граждан.
    • Да (0)
      0%
    • Нет (0)
      0%
    • Затрудняюсь ответить (0)
      0%
  • Консультация специалиста
    • Как на раннем этапе распознать детский аутизм?
      – Аутизм – отклонение в психическом развитии, которое связано с нарушением общения ребенка с окружающим миром. Данное расстройство приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным…
    • Что такое альтернативная коммуникация и как правильно выбрать вид альтернативной коммуникаций для ребенка с нарушением речи?
      Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Существуют различные…
Сайт разработан в рамках проекта Внешнего содействия Европейского союза
NEAR-TS/2015/371-814 «Новополоцк - от инклюзивной школы к инклюзивному городу».
Проект финансируется Европейским Союзом совместно с Новополоцким городским исполнительным комитетом