Novinclusion.by | Проект Новополоцк - от инклюзивной школы к инклюзивному городу | Новополоцк | Инклюзия в Новополоцке | Инклюзивный проект
Проект финансируется
Европейским союзом
Мы в соцсетях:

Новополочане изучили опыт эстонских и финских коллег в сфере инклюзивного образования

19 апреля 2019

Две страны, три города, порядка 10 учреждений и организаций, где удалось побывать, и несколько десятков специалистов, с которыми довелось пообщаться. Такой насыщенной выдалась поездка делегации новополочан в Эстонию и Финляндию в рамках проекта «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу», реализуемого при финансовой поддержке Европейского союза. Интересен был опыт финских и эстонских коллег в сфере инклюзивного образования, которые, к слову, оказались открыты к взаимовыгодному сотрудничеству.

Первым на пути значился эстонский Таллинн, где новополочане посетили 3 учреждения. Специалисты учебно-консультативного центра рассказали, как через реализацию целевых проектов они оказывают поддержку детям, имеющим особые образовательные потребности, их родителям и педагогам. Например, одна из инициатив касается регулярной безвозмездной логопедической помощи 4–5-летним воспитанникам детских садов. Кроме того, на базе учреждения проводятся бесплатные курсы для учителей на темы, связанные с обучением «особенных» ребят, организуются занятия по кинезиотерапии. А вот Таллиннская школа Kadaka непосредственно работает с детьми с нарушениями развития. Здесь наша делегация познакомилась с инфраструктурой учреждения, деятельностью кружков по интересам, школьным кампусом, где ребята с инвалидностью могут проживать в течение недели. Завершилось пребывание в Таллинне встречей с представителями некоммерческого объединения «Особый мир», созданного в основном для поддержки родителей и детей с особыми потребностями, для обмена опытом и теплого общения.

Не менее познавательным было посещение двух учреждений в финском Тампере. Школа Annalan работает на принципах инклюзивного образования. «Особенные» школьники учатся вместе с остальными, если хорошо усваивают материал, в остальных случаях им предлагается учеба в группах либо индивидуально. Ориентируются на возможности молодого человека и в профессиональном спецучреждении Aitoon Koulutuskeskus. Здесь с каждым работают согласно специальному индивидуальному плану, что помогает подготовить молодых людей с ограниченными возможностями к включению в социальную жизнь, получить бытовые, а также профессиональные навыки, связанные со сферой обслуживания.

Уже в Хельсинки новополочане пообщались с представителями ассоциации HundrED, аккумулирующей инновации в сфере образования, и фонда Rinnekoti, который предоставляет реальную бытовую помощь людям с инвалидностью вне возраста: услуги по трудоустройству, поиску жилья, реабилитации. Также удалось посетить инклюзивную школу Postipuu и музыкальный центр Resonaari. Последний впечатлил делегацию. Здесь большинство студентов – это люди с множественными нарушениями развития. Но все постепенно начинают играть на музыкальных инструментах. Отдельные талантливые учащиеся входят в состав группы, которая выезжает с гастролями за пределы Финляндии.Домой участники поездки вернулись с внушительной базой дидактических материалов и полезных контактов. Привезли новополочане и впечатления, которыми щедро поделились.

Екатерина Князюк,
врач-инфекционист поликлиники №4, депутат Новополоцкого горсовета 28-го созыва:

– В рамках образовательной поездки мы посетили отдельные учебные заведения, специализированные школы, где опыт работы педагогов с «особенными» детьми впечатляет индивидуальностью подхода. В учреждениях создаются максимально благоприятные условия для развития личности ребенка с учетом его возможностей, ведется социально-трудовая адаптация учащихся, что способствует их интеграции в общество.

Для себя отметила таллиннское объединение «Особый мир». Оно организовано пятью матерями, которых объединила одна цель – сделать счастливыми не только своих, но и чужих «особенных» детей, подарить им достойное будущее. Привлекая администрацию и общественность города, объединение реализует интересные проекты, направленные на поддержку родителей и ребят с ограниченными возможностями. Неизгладимое впечатление оставил и музыкальный центр Resonaari.

Уверена, полученные опыт, знания и новые контакты в области инклюзивного образования обогатят и без того немалую копилку наработок новополоцких специалистов.

Татьяна Вашкевич,
заведующий отделением дневного пребывания
для инвалидов
территориального центра:

– Командировка получилась крайне полезной. Удалось посетить немало учреждений с инклюзивным образованием, изучить организацию учебной деятельности в инклюзивных классах Эстонии и Финляндии. Также мы познакомились с работой негосударственных организаций, оказывающих помощь людям с инвалидностью.

Очень понравилось, что финны не делят учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям: все ребята учатся вместе. При обычной школе может быть создан класс для детей с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение.

Запомнился визит в центр Rinnekoti, который предоставляет помощь людям с ограниченными возможностями и тем, кто в ней нуждается (от детей до пожилых людей). Принцип организации – «каждая жизнь бесценна». К слову, отдельные услуги центра похожи на те, что оказываются в нашем учреждении. Думаю, мы наладим общение и будем делиться опытом работы в сфере оказания социальных услуг.

Также во время посещения специального музыкального центра Resonaari была просто поражена, как в кратчайшие сроки и с применением музыкально-развивающих, интегрально-матричных техник можно научить людей с ограниченными возможностями игре на музыкальных инструментах. Предложенную методику мы уже апробировали в отделении, думаю, будем и дальше ее использовать в работе нашего музыкального кружка.

Елена Орехова,
учитель-дефектолог
средней школы №8:

– В ходе визита удалось увидеть специфику работы специальных и инклюзивных школ, общественных организаций, социальных учреждений, оказывающих помощь людям с ограниченными возможностями.

Особенно запомнилась встреча с Юлией Степановой, руководителем таллиннского объединения «Особый мир». Сегодня клуб объединяет порядка 511 семей. Главная его цель – поддержка детей с ограниченными возможностями и их родителей. На базе инфоцентра регулярно проводятся бесплатные мастер-классы, консультации со специалистами и тематические информационные встречи для пап и мам.

Наиболее яркое впечатление на меня произвело посещение специального музыкального центра Resonaari в городе Хельсинки, главной особенностью которого является музыкальная школа для людей с повышенными потребностями. Педагогами школы разработана система нот, которая позволяет обучать музыке любого человека. Ученики школы имеют высокие результаты в области специального музыкального образования, в чем мы могли убедиться во время небольшого концерта.

В командировку я ехала, чтобы познакомиться с принципами внедрения инклюзивного подхода в образовательном процессе и социальной сфере Эстонии и Финляндии. Кроме того, получилось обменяться контактами со здешними специалистами для дальнейшего возможного сотрудничества.

 PR-менеджер проекта

Комментарии
Чтобы оставить свой комментарий необходима авторизация.
  • Центр мобильности
  • Родительский клуб
    • Истории
    • Обсуждения
    • Советы
  • Литература
  • Консультация специалиста
    • Подскажите, какие условия для обучения в школе ребенка с РАС (расстройством аутистического спектра) созданы в нашем городе? Особенно интересует школа №8.
      В Республике Беларусь в соответствии с нормативно-правовыми документами дети с расстройствами аутистического спектра, нуждающиеся в специальном образовании, обучаются по образовательным программам специального…
    • Что такое инклюзия и инклюзивное образование?
      Инклюзия – это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями в активную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества. Инклюзивное образование –…
Сайт разработан в рамках проекта Внешнего содействия Европейского союза
NEAR-TS/2015/371-814 «Новополоцк - от инклюзивной школы к инклюзивному городу».
Проект финансируется Европейским Союзом совместно с Новополоцким городским исполнительным комитетом