Novinclusion.by | Проект Новополоцк - от инклюзивной школы к инклюзивному городу | Новополоцк | Инклюзия в Новополоцке | Инклюзивный проект
Проект финансируется
Европейским союзом
Мы в соцсетях:

Началась учеба

07 марта 2017

В рамках проекта «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу», реализуемого при финансовой поддержке Европейского союза совместно с Новополоцким исполнительным комитетом, в нашем городе начались тренинги по развитию навыков управления. Первый из них состоялся 2 марта на базе гостиницы «Нафтан» и был посвящен основам инклюзии для обеспечения базового образования. Организатором обучающего занятия выступило общественное объединение «Белорусское общество инвалидов». Координатором проекта от ОО «Белорусское общество инвалидов» является Наталья Яшкова, а модератором тренинга выступил председатель Центрального Правления ОО «Белорусское общество инвалидов» - Владимир Потапенко. Участниками стали представители Новополоцкого городского исполнительного комитета, директора предприятий, учреждений и организаций Новополоцка, которые занимаются созданием доступной среды.

Участникам предстояло приобрести базовые знания по теме инклюзии, в том числе по вопросам современного понимания инвалидности и универсального дизайна, особенностям организации инклюзивного образования. Прежде, чем участники тренинга приступили к работе, с приветственным словом выступил заместитель председателя горисполкома Олег Буевич. Он рассказал о том, что удалось сделать городским властям в вопросе создания безбарьерной среды, интеграции детей с особенностями развития в образовательную систему. Поделился Олег Геннадьевич и планами на 2017 год. 

Условно тренинг проходил в два этапа. Сначала участники заслушали доклады заявленных экспертов, тезисно пометили основные моменты выступлений, а после обсудили полученную информацию и поделились мыслями по ее практическому применению. Так, заместитель председателя ЦП ОО «БелОИ» Сергей Дроздовский говорил о феномене инвалидности как социальной проблеме. Начав выступление с исторической справки, он рассказал о том, как рассматривается инвалидность сегодня и с какой позиции на нее нужно смотреть, чтобы эффективно выстраивать политику. Самый прогрессивный подход – воспринимать разного рода психофизические ограничения как проблему прав человека, барьер, который мешает людям в одинаковой степени пользоваться благами цивилизации, быть равными членами общества, иметь возможность реализоваться как личность.

«Конечно, мы не придем к идеалу, – подчеркнул Сергей Евгеньевич. – Но здесь и сейчас у нас есть огромное количество возможностей. Мы можем их использовать с целью изменить свою жизнь и с условием, что завтра мы станем жить лучше. Сформировать доступную среду сегодня мешает, прежде всего, наша история, которая не была настроена доброжелательно к инвалидности. Второй важный фактор – сложившееся отношение внутри общества, основанное на огромном количестве стереотипов. Они действительно препятствуют развитию. Сдерживающим элементом являются и наши страхи. Мы чаще всего боимся перемен, которые на самом деле могут принести качественные изменения».

Директор Института инклюзивного образования Вера Хитрюк затронула тему инклюзивных процессов в образовании. К ним относится подготовка образовательной среды и команды, в которую бы был включен учитель-дефектолог, педагог-предметник, разработка нормативно-законодательной базы, создание структур, которые смогут продвигать идеи включенного образования, формирование активной родительской позиции, участие мам и пап в образовательном процессе. Последнее крайне сложно воплотить. Долгое время родители воспринимали себя заказчиками образования, поэтому занимали отстраненную позицию. Возникнут вопросы и по нормативной базе.

Сегодня инклюзивное образование законодательно не закреплено. Существует лишь концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития. Это всего лишь стратегический программный документ. Поэтому пока мы можем говорить о вот-вот формирующихся инклюзивных процессах в образовательной среде. Также Вера Валерьевна говорила о неизбежности и целесообразности инклюзивного образования, о рисках, с которыми сталкиваются педагоги в процессе его внедрения. Рассказала о возглавляемом Институте инклюзивного образования, созданном на базе БГПУ им. М.Танка, и о ресурсном центре, который скоро откроется. «Инклюзия в образовании – крайне сложный, длительный процесс. Вместе с тем это реальность, подкрепленная ходом исторического развития национальной системы образования и становления социального сообщества, – заострила внимание Вера Хитрюк. – Чтобы инклюзивные процессы в образовании состоялись, важно сконцентрировать, оптимизировать и активизировать все ресурсы».

Свое выступление доцент кафедры «Архитектуры жилых и общественных зданий» БНТУ Наталья Лазовская посвятила универсальному дизайну как составляющей инклюзивного процесса. Она точно описала, каким должно быть доступное для всех здание. Оказалось, значение имеет не только безбарьерный вход и окружающая среда, но и универсальная «начинка». Удобный для всех категорий граждан дизайн включает мобильную мебель, которую можно подогнать под определенную высоту и ширину, универсальные проемы и лифты, доступные санузлы, минимальное количество подъемов и спусков. Информация в таком здании подается визуально, тактильно и в звуковой форме. В Беларуси есть здания, построенные по нормам доступности. Одно из них – образовательный центр им. Йоханнеса Рау, возведенный еще в 1995 году по совместному проекту немецких и белорусских архитекторов. К сожалению, сегодня в республике полностью доступных зданий мало. Все чаще при проектировании или реконструкции делается акцент на людей с ограничениями функций опорно-двигательного аппарата: для них устанавливают пандусы, поручни. А вот граждане с инвалидностью по зрению и слуху остаются не у дел. Вместе с тем сегодня в Беларуси, в том числе в Новополоцке, есть возможности и потенциал для 100-процентного обустройства пространства, максимально удобного для всех.

Затем участники обсудили темы, которые поднимались на тренинге, задавали уточняющие вопросы экспертам. К слову, подобные тренинги будут проводиться и дальше. Ведь, как отмечают организаторы, формирование инклюзивных пространств – как в образовательной, так и городской среде – зависит не только от наличия финансовых средств, но и от уровня компетентности в этой сфере представителей местных органов власти и профильных организаций, использования современных технологий и подходов обеспечения универсального дизайна.

Данная публикация подготовлена при поддержке Европейского Союза. Ее содержание является предметом ответственности Новополоцкого горисполкома и не отражает точку зрения Европейского Союза.

По материалам "Новополоцк сегодня"

Комментарии
Чтобы оставить свой комментарий необходима авторизация.
  • Центр мобильности
  • Родительский клуб
    • Истории
    • Обсуждения
    • Советы
  • Литература
  • Опрос
    Стал ли Новополоцк более открытым к людям с инвалидностью с момента реализации проекта?
    Во внимание принимаются внедрение элементов безбарьерной среды в городское пространство, увеличение числа людей с инвалидностью на улицах города, более толерантное отношение горожан к маломобильной категории граждан.
    • Да (0)
      0%
    • Нет (0)
      0%
    • Затрудняюсь ответить (0)
      0%
  • Консультация специалиста
    • Как на раннем этапе распознать детский аутизм?
      – Аутизм – отклонение в психическом развитии, которое связано с нарушением общения ребенка с окружающим миром. Данное расстройство приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным…
    • Что такое альтернативная коммуникация и как правильно выбрать вид альтернативной коммуникаций для ребенка с нарушением речи?
      Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Существуют различные…
Сайт разработан в рамках проекта Внешнего содействия Европейского союза
NEAR-TS/2015/371-814 «Новополоцк - от инклюзивной школы к инклюзивному городу».
Проект финансируется Европейским Союзом совместно с Новополоцким городским исполнительным комитетом