Novinclusion.by | Проект Новополоцк - от инклюзивной школы к инклюзивному городу | Новополоцк | Инклюзия в Новополоцке | Инклюзивный проект
Проект финансируется
Европейским союзом
Мы в соцсетях:

На второй секции семинара родители выявили свои стереотипы относительно людей с инвалидностью

19 октября 2017

В субботу, 7 октября, родители обычных и «особенных» детей вновь собрались в СШ №8. Их ждал вторая секция семинара по теме «Школа, открытая для всех. Преимущества инклюзивного образования». На этот раз тренеры Татьяна Парадня и Светлана Литвин решили обсудить стереотипы, существующие в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями. Как оказалось, большая часть родителей живет во власти клише и считает данную категорию граждан несчастными и обделенными. Над преодолением этих убеждений и работали участники семинара.

Началась встреча с упражнения «Зеркало заднего вида». Родители поделились впечатлениями о первом семинаре: вспомнили самые интересные моменты, назвали упражнения, которые остались в памяти.

                              

Одним понравилось общение с новыми людьми, то, как все по-разному воспринимают человека с ограничениями. Другие до сих пор осмысляют фильмы «Кастрюлька» и «Клеймо». Был и тот, кто благодарил за возможность высказаться. А для кого-то стало неожиданностью, что СШ №8 – школа, открытая для всех.

Вопрос Татьяны Парадни «Какие чувства и ассоциации вызывает случайно встреченный человек с инвалидностью?» застал многих врасплох. На протяжении нескольких минут родители озвучивали свои мысли листу бумаги, а после – остальным участникам семинара.

  

 Оказалось, что большинство при виде «особенных» людей испытывает жалость, сострадание, неловкость, грусть, стыд. Совсем не радостным получилось описание того, как живут такие граждане. Собравшиеся предположили, что им трудно, одиноко, они постоянно находятся в своем мире и нуждаются в сторонней помощи, на улицу выходят по необходимости и всегда ограничены в средствах. У инвалидов нет друзей, и они не реализованы, несчастны. Работу выбирают ту, что можно выполнить на дому. Например, занимаются легким ручным трудом, программируют, рукодельничают. Но часто вообще не работают. Все, чем поделились родители, тренеры объединили в одно общее понятие – «социальный стереотип». Когда у человека формируется устойчивый и упрощенный образ социального объекта в условиях дефицита информации и как результат обобщения личного опыта. Нужно понимать, что жить стереотипами нормально. При этом важно над ними работать, расширять границы сознания и менять взгляд на вещи. Ведь со временем социальный стереотип может легко породить предубеждение. Последнее мгновенно провоцирует дискриминационное поведение.

А вот насколько глубоко стереотипы сидят в подсознании участников семинара, показала игра «Моделирование». Родители выстроились в ряд и взялись за руки. Светлана Литвин задавала вопросы, и, если ответ был положительный, мамы делали шаг вперед, отрицательный – возвращались назад. В течение всего упражнения нужно было выполнить одно условие: максимально сохранить цепочку, то есть постараться не разрывать руки.

  

Уже после прохождения задания тренеры поинтересовались ощущениями участников. Несколько из них почувствовали дискомфорт, оказавшись позади своих соседей. Видеть спину человека и понимать, что находишься не впереди ряда, а позади, – крайне неприятно. Кому-то было неловко от того, что сильно отличается от остальных. Нашлись мамы, которые на протяжении всего упражнения старались корректировать свой шаг, подстроиться под движение партнера – так, чтобы цепочка не разорвалась. Вот так же в привычной жизни выглядят социальные связи. Отдельные различия, способности, характеристики могут разрушать связи, а могут и создавать. К тому же игра показала, как каждый из участников взаимодействует с окружением.

В блоке «Стереотипы» было еще одно упражнение. Мамы получили роли, о которых знали только они. Бомж, слепой, человек, недавно вышедший из тюрьмы, заслуженная артистка России, глухонемой, Анджелина Джоли – неважно, кем оказался каждый из участников. Задача стояла вжиться в образ и действовать в соответствии с ним. 

Когда после выполнения задания началось обсуждение, выяснилось: сложившееся представление о той или иной категории граждан влияло на выбор последующего шага. Почему-то бомж не мог путешествовать, заслуженная артистка не способна была иметь детей, а у глухонемого не оказалось денег на дорогой автомобиль. И получается, барьеры в голове, стереотипные картинки и клише определяют наше отношение, поведение и, конечно, жизнь.

На семинаре зашел разговор об отличии интегрированного и инклюзивного образования и почему последнее предпочтительнее. Учебный процесс в интегрированных классах строится на основе общеобразовательной и программы спецобразования. Обычные и «особенные» дети получают знания вместе, но последние чаще всего проводят учебное время на индивидуальных занятиях у учителя-дефектолога. В инклюзивных классах действует одна программа, которую предварительно адаптировали под особенности каждого ребенка – будь то здорового или с нарушениями. На уроках учитель и учитель-дефектолог работают в связке, при этом усваивать материал успевают все дети. Как показывает опыт СШ №8, где сегодня функционирует 8 инклюзивных классов, внедрение инклюзии в образовательный процесс способствует повышению сплоченности в коллективе, у школьников улучшается академическая успеваемость.

Напоследок тренеры подготовили мамам еще одно задание. Разбив их на группы, они предложили написать преимущества и риски инклюзивного образования для трех разных категорий людей – детей, родителей, учителей. В итоге в том, что «особенные» дети наравне с остальными включены в учебный процесс, участники увидели не только плюсы, но и минусы.

  

Завершилась вторая секция семинара рефлексией. Многие родители пришли к выводу, что их отношение к окружающим вещам и людям – всего лишь субъективный взгляд, который не отражает реальность в полной мере. Кто-то отметил, что до этой встречи считал себя человеком, мыслящим нестереотипно. Одна из мам, работающая педагогом в школе, призналась: она не готова однажды утром увидеть «особенного» ребенка в стенах своего класса. Но все согласились с тем, что им позволили высказаться. При этом никто не осудил их точку зрения и не назвал ее неправильной.

 

PR-менеджер проекта

Комментарии
Чтобы оставить свой комментарий необходима авторизация.
  • Центр мобильности
  • Родительский клуб
    • Истории
    • Обсуждения
    • Советы
  • Литература
  • Опрос
    Стал ли Новополоцк более открытым к людям с инвалидностью с момента реализации проекта?
    Во внимание принимаются внедрение элементов безбарьерной среды в городское пространство, увеличение числа людей с инвалидностью на улицах города, более толерантное отношение горожан к маломобильной категории граждан.
    • Да (0)
      0%
    • Нет (0)
      0%
    • Затрудняюсь ответить (0)
      0%
  • Консультация специалиста
    • Как на раннем этапе распознать детский аутизм?
      – Аутизм – отклонение в психическом развитии, которое связано с нарушением общения ребенка с окружающим миром. Данное расстройство приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным…
    • Что такое альтернативная коммуникация и как правильно выбрать вид альтернативной коммуникаций для ребенка с нарушением речи?
      Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Существуют различные…
Сайт разработан в рамках проекта Внешнего содействия Европейского союза
NEAR-TS/2015/371-814 «Новополоцк - от инклюзивной школы к инклюзивному городу».
Проект финансируется Европейским Союзом совместно с Новополоцким городским исполнительным комитетом